Зомби — модное слово. Его любят авторы боевиков, триллеров и даже любовных романов. «Из подворотни выбежала группа одетых во все черное и вооруженных до зубов людей. Операция «зомби» началась». Или, например, так: «Любовь сыграла с ней злую шутку. Она перестала быть сама собой, словно зомби бродила по городу в поисках возлюбленного». Слово «зомби» любят рок-музыканты тяжелого формата — группы «Крематорий», «Ария» и «Гражданская оборона». Об этом можно прочитать на страницах рок-журнала «Зомби», который издает Наталья Комарова, известная в узких кругах как Комета. Некоторые представители этих же самых кругов с удовольствием откликаются на прозвище «зомби». Так в чем же секрет подобной популярности? Ведь зомби — всего-навсего оживший мертвец. Возможно, любителям зомби внушает оптимизм сам факт существования после смерти, пусть даже в виде живого трупа? А может быть, людей манит все экзотически-таинственное и непонятное?
Экскурсия на Гаити
Родина зомби — остров Гаити в Вест-Индии, куда долго свозились чернокожие рабы с африканского континента. Верования африканцев в сочетании с католицизмом, официальной религией французской колонии, породили духовную культуру Вуду, своеобразный сплав религиозных догматов и магии.
Если горожане исповедовали католицизм, то в гаитянских деревнях вовсю практиковали Вуду. В этой духовной культуре очень важен опыт, достигаемый с помощью различных ритуалов. На Гаити говорят: «Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о Боге, вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом».
Роль вудуистского священника «унгана» заключается не только в объяснении реальных событий и явлений, гадании и проведении церемоний, но и в сохранении этических и социальных норм, передаче знания. Это делает его фактическим лидером общины. Феномен зомби не является основным стержнем вудуизма, но людей западной культуры сильнее всего волнуют именно метаморфозы, происходящие с покойниками. Превращение человека в зомби чем-то похоже на заказное убийство. Неугодный человек становится жертвой колдовских чар, заболевает, потом умирает. Его хоронят, соблюдая соответствующие обряды. А через несколько дней по велению колдуна откапывают. Колдун совершает над умершим некий ритуал, и покойник оживает. Он не может говорить, не проявляет никаких эмоций, но, подчиняясь воле оживившего его колдуна, действует и наводит ужас на людей.
Гаитяне верили, что Франсуа Дювалье, многолетний диктатор острова, объявивший себя «помазанником африканских богов и потусторонним существом», был наделен сверхъестественной силой, и что убитых по его приказу людей он превращал в зомби, делая их своими невидимыми шпионами.
Долгое время феномен зомби оставался загадкой. Немало ученых пытались объяснить это явление, но только в последнее время им удалось приоткрыть завесу над тайной зомби. Стало известно, что живого человека превращают в зомби с помощью некоего яда. Американскому этноботанику Уэйду Дэвису, посетившему Гаити именно с целью изучения этого феномена, удалось раздобыть немного порошка «зомби» и подвергнуть его химическому анализу. Оказалось, что основной составляющей этого снадобья является сильнодействующий яд тетродотоксин, один из сильнейших природных ядов нервно-паралитического свойства. По своему действию он в 10 раз превосходит знаменитый кураре и более чем в 400 раз — стрихнин. Это вещество содержится в организме некоторых животных, в том числе в рыбе фугу.
Рыбный день
Эта рыба имеет печальную славу, которую довольно точно отражает японская пословица: «Хочешь есть фугу, напиши завещание». Рыбу фугу называют также рыбой-собакой или рыбой-пузаном. Еще императоры Древней Японии запрещали своим солдатам лакомиться ею. У нарушителей конфисковывали все имущество. Такой же запрет ввел в своей армии Александр Македонский. Столь суровые меры принимались неслучайно. Ведь ткани фугу — печень, икра, молоки, кишечник и кожа — содержат тетродотоксин.
Первое описание признаков отравления тетродотоксином содержится в дневнике знаменитого мореплавателя Джеймса Кука. 8 сентября 1774 года его шлюп «Резольюшен» бросил якорь у берега Новой Каледонии. Именно там Куку предложили свежеприготовленную рыбу неизвестного вида. Кук попробовал печень и молоки. «Около трех или четырех часов утра я почувствовал небывалую слабость во всех членах, сопровождаемую таким ощущением, будто окоченевшие на морозе руки и ноги сразу попали в огонь. Я уже почти ничего не чувствовал...»
Специалисты утверждают, что симптомы отравления тетродотоксином описаны очень точно. Сначала происходит потеря чувствительности в конечностях, потом немеют язык, кончики пальцев рук и ног. Затрудняется глотание, становится трудно дышать, потом паралич охватывает все тело. Бывает, что отравившийся не умирает, а впадает в коматозное состояние, похожее на летаргический сон. Известны случаи, когда пострадавшие «оживали» незадолго до погребения и восставали из гроба на пути к кладбищу, чем приводили в немалое смятение окружающих.
И все же фугу считается в Японии деликатесом — особым образом приготовленная, она вполне съедобна. Несмотря на то что каждый год бывают сотни случаев смертельного отравления, фугу продолжают готовить и есть. Дело в том, что в небольших концентрациях тетродотоксин действует как наркотик, вызывая эйфорию и приятные физические ощущения. Задачей повара (а лицензию на право приготовления фугу получить крайне сложно) является не полное удаление тетродотоксина, а понижение его содержания до требуемого уровня.
Зная о столь необычном воздействии яда фугу на организм человека, гаитянские колдуны использовали его для изготовления порошка «зомби». И все же оставалось непонятным, каким образом жертва зомбирования могла находиться в течение нескольких дней под землей при полном отсутствии дыхания и сердечной деятельности.
Недавно была выдвинута интересная гипотеза, объясняющая этот феномен. Оказывается, печень человека, помимо своих основных функций, готова выполнять еще одну: она может быть дополнительным насосом, перекачивающим кровь от основных органов в венозное русло. Таким образом, печень берет на себя функцию сердца. Причем ее клетки могут долгое время обходиться без кислорода, что очень важно в случаях паралича дыхательной системы. Именно благодаря печени жизнь теплится в заживо похороненном зомби.
Надо отметить, что тетродотоксин по-разному влияет на гаитян и европейцев. Если последние, оправившись после отравления, возвращаются к нормальной жизни, то первые послушно играют роль зомби. Здесь мы переходим в область чистой психологии: европеец воспринимает отравление как болезнь, гаитянин же верит в то, что навсегда покинул мир живых людей и ему не остается ничего другого, как подчиниться воле колдуна.
Невольно напрашивается вывод: не хочешь быть зомби, не будь им!